Мало кого оставят равнодушными нежные лиловые цветы безвременника осеннего. Он радует нас своей необыкновенной красотой в то время, когда все отцвело. Еще его называют «осенние крокусы». Латинское название - колхикум, в соответствии с местом в Западной Грузии (Колхида), где был впервые найден этот цветок.
Цветы безвременника очень красивы, и очень ядовиты! Можно отравиться даже водой, в которой стояли цветы. И пересаживать луковицы надо осторожно, в перчатках! Такую силу дает алкалоид Колхицин, который при попадании на кожу вызывает длительно не заживающие раны, как от ожога. А при попадании внутрь - жжение в горле, пищеводе, желудке; тошноту, головокружение, диарею. Затем сильное головокружение, параличи, вплоть до остановки сердца. Опасный красавец!
Поэтому с древних времен колхикум использовался в качестве сильнейшего яда и в качестве лекарства. В древнегреческих мифах дочь царя Колхиды – Медея помогла аргонавтам и Ясону добыть золотое руно с помощью своих волшебных ядов, одним из которых был колхицин.
В ХIХ веке он считался наркотическим средством, применялся в микродозах как обезболивающее лекарство, и ещё для лечения ревматизма, подагры, осенней диареи.
После того, как в 1934 г. Дустен и Литре открыли, что алкалоид колхицин влияет на митотическую активность клеток, им заинтересовались фармакологи, ботаники и онкологи. При исследовании на животных колхицин вызывал задержку роста опухолей, и даже полное рассасывание, но в опасных дозах. Для лечения людей препарат оказался непригодным, в связи с высокой токсичностью.
В настоящее время колхикум используется лишь в гомеопатии и подтверждает своё целебное действие, прежде всего при ревматизме и подагре с приступами раздирающих ночных болей в суставах ног. А также при осенней диарее с коликами в животе, слизисто - кровянистым стулом, упадком сил и коллапсом.
Подобное состояние может быть не только осенью, но и летом, при обильном употреблении экзотических сочных фруктов. Или даже привычных нам арбузов!
Применяется колхикум и при других заболеваниях, когда есть подсказка, в виде особенного симптома: тошнота от запахов готовящейся пищи. Это средство не раз выручало пациентов с желчнокаменной болезнью, панкреатитом, нефритом, гастритом и язвенной болезнью, когда запах пищи становился невыносимым.