Сазонова Л.В.
Санкт-Петербург
Случай лечения последствий ОНМК:
В начале октября 2014 года на приём обратилась женщина 63 лет, с жалобами на затруднение речи при разговоре, слабость в ногах при ходьбе, «плохо чувствует правую ногу», неустойчивость походки, пошатывание при ходьбе, головокружения. Периодически – повышение артериального давления. Данные жалобы возникли после перенесенного ОНМК от 15 сентября по типу ишемии.
Находилась на лечении в неврологическом отделении Александровской больницы, получала магнезию, натрия хлорид, калия хлорид, глицин, гепарин, эналаприл, эгилок, аспирин.
Больная выписана в удовлетворительном состоянии на амбулаторное лечение с явлениями моторной афазии, правосторонним гемипарезом. Продолжила традиционное лечение ( ривароксабан – ксарелто, эналаприл, эгилок, верошпирон, аторис, глиатилин), но проявилась аллергическая реакция в виде крапивницы на коже туловища и конечностей, а также токсическое действие химических препаратов в виде тошноты, горечи во рту, отсутствия аппетита. Биохимический анализ крови выявил повышение уровня трансаминаз.
В связи с невозможностью дальнейшего лечения аллопатическими средствами, решила обратиться к гомеопатическому. На приём пришла в сопровождении дочери, так как с трудом передвигала правую ногу.
При осмотре обращали на себя внимание тревожное состояние, затруднение при движении в правой ноге и руке (явления гемипареза), затруднение речи (не может назвать предмет, связать предложение), небольшой экзофтальм, мраморный рисунок кожи, холодные, влажные кисти рук и стопы. Пастозность верхних век и голеней. Язык обложен светло жёлтым налётом. Пальпация щитовидной железы безболезненна, железа диффузно увеличена. Наблюдается избыточное отложение жировой клетчатки в области верхнего плечевого пояса, в области шейного отдела позвоночника определяется так называемый «климактерический горбик». Тоны сердца неритмичные, нарушение ритма по типу фибрилляции предсердий, с частотой 90 в мин. А.Д. 140 и 90 мм рт.ст. Печень у края реберной дуги, небольшая болезненность при пальпации в эпигастрии.
Неврологический статус: нарушение речи по типу моторной афазии, лёгкий правосторонний гемипарез. Горизонтальный нистагм. Симптом Бабинского справа. Менингеальных симптомов нет.
В анамнезе у пациентки: диффузно - токсический зоб - 20 лет назад, получала мерказолил, состояние нормализовалось. ИБС, Гипертоническая болезнь в течение 15 лет, мерцательная аритмия в течение последних 5 лет.
Диагноз: ИБС. Атеросклеротический кардиосклероз, ГБ 3, ст.3, риск 4, Фибриляция предсердий, постоянная форма. СН 1 ст. Тромбоэмболический синдром. Последствия ОНМК по ишемическому типу в левой мозговой артерии от 13.09. 14 г. в виде моторной афазии и левостороннего гемипареза.
По совокупности выявленных симптомов, конституциональным особенностям наиболее подобным оказался препарат Кониум (болиголов), который и был назначен в 30 сотенном разведении, через день. Кроме того, учитывая наличие аритмии, атеросклеротических изменений сосудов и тромбоэмболического синдрома, назначен Лахезис 6 – 3 раза в день.
Пациентка оказалась человеком информированным и вначале категорически отказывалась принимать Лахезис, так как прочитала, что это змеиный яд.
Действительно, Лахезис готовят из яда змеи сурукуку. Но, как известно, ещё Парацельс говорил, что яд и лекарство - суть одно и то же, всё зависит от дозы! Мне пришлось объяснять пациентке, что этот яд в данном случае незаменимое средство, учитывая наличие нарушения ритма, гипертонию и тромбоэмболические осложнения, повлёкшие за собой ОНМК.
Но, согласившись принимать яд Лахезис, пациентка забеспокоилась по поводу ядовитого Кониума.
Что касается Кониума, о нём не знает только ленивый! Известное средство, которым отравили Сократа. Опять же мы имеем дело с ядом! Приняв чашу с ядом, Сократ медленно умирал от восходящего паралича: сначала отказали ноги, затем паралич дошёл до живота, спины, диафрагмы, в конце появились судороги, и он умер от удушья. Токсическую слабость, которая, начиная с ног, распространяется всё выше и, в конце концов достигает функциональных центров ЦНС, можно сравнить с процессами, которые происходят в организме стареющего человека. И действительно, Кониум наиболее благотворно действует на пожилых людей, которые предъявляют жалобы на головокружения, шаткость походки, слабость в ногах и ощущение ползанья мурашек. Все виды нарушения чувствительности, диэнцефальный синдром, вестибулопатии – это сфера действия Кониума. «Мучительные головокружения, усиливающиеся при повороте головы, повороте в постели. Выраженная светобоязнь» - пишет Е. Нэш.
Знание этих особенностей помогли мне убедить пациентку в необходимости Кониума. Когда я спросила у пациентки: «Вас утомляет яркий свет, вы его выключаете?», женщина ответила: «Да, я всегда включаю торшер, а не верхний свет. А откуда Вы это знаете?». Я привела цитату Нэша, и ответила, что это известный симптом, характерный для препарата Кониум. В дальнейшем у неё не возникало сомнений в моих назначениях и лечение проходило благоприятно.
Через 3 месяца лечения улучшилась речь, пациентка смогла внятно рассказать о своём самочувствии, движения в правых конечностях практически восстановились, отмечала снижение чувствительности в ноге и руке, иногда мурашки в них. Походка устойчивая, пошатывания не беспокоят. Исчезла тревожность, ожидание чего-то плохого. Стала значительно увереннее в себе, нормализовался сон, так как перестали будить приливы, которые продолжались в течение 10 лет после окончания месячных (о чём сообщила в очередное посещение). Тоны сердца - неритмичные,( фибрилляция предсердий сохраняется), но частота 78 в мин. А.Д. 130 и 90 мм.рт. ст. Неврологический статус: лёгкий правосторонний гемипарез, лёгкий нистагм, с-м Бабинского +-.
Назначения остались прежние: Лахезис 6 – 2 раза в день. Я лишь изменила потенцию Кониума. Кониум 200 - 2 раза в неделю. Пациентка продолжает приём препаратов до настоящего времени и чувствует себя удовлетворительно.